- Блог -

Полезная информация

Про найм персонала

Июнь 3, 2016

Очередная часть истории развития кофейной сети GO!Кофе. Василий Новиков:

«Как я уже писал ранее, мы слишком размахнулись с зарплатой и по своей неопытности считали, что за 120 рублей в час человек должен работать идеально, независимо от чего бы то ни было, ведь мы дали ему такую божественную возможность работать за солидную зп при том, что мы не требовали ни опыта, ни образования и даже сами его и обучили.

Несмотря на все наши щедрости, народу писало не так и много, ведь в далеком 2013 кофеен было наверное раз в 10 меньше, чем сейчас, и первые объявы приходилось публиковать как продавец или бармен, потому что слово «бариста» просто никто не знал.

Из-за высокой зп и не совсем правильного названия вакансии, нам писала толпа людей совершенно не подходящего возраста и социального статуса.

Спустя некоторое время, потраченное на пенсионеров и мужчин побывавших в местах лишения свободы, мы конкретизировали наше объявление и установили возрастной ценз до 23 лет.

На одной точке работал единственный наш бариста, которого мы обучали еще для мобильной кофейни, а на второй - знакомый моего бизнес-партнера, бариста с опытом, который согласился выйти на неделю, пока мы подбираем людей. Времени было впритык и на момент, когда нам удалось собрать около 7 человек на обучение, у нас уже был арендован киоск, в котором шел ремонт, в нем и начались ежедневные занятия по кофеварению.

Для обучения всей этой ватаги новичков мы вновь вызвали опытного трениг-менеджера и щедро платили ей, при том покупая на свои деньги все сырье для обучения, и по итогам двух недель стажировки потратили такую сумму, на которую можно было бы открыть еще одну точку.

Но наш подход был предельно серьезным и мы не хотели делать, что попало. Как выяснилось потом, стараться сделать все идеально и так, будто мы уже трансконтинентальная корпорация, не всегда хорошо. С тех пор у меня выработался очень важный принцип ведения бизнеса: сделанное лучше идеального.

Это очень важно, особенно когда ты - новичок и не можешь предугадать всех нюансов дела, при этом стараешся размахнуться и показать какой-то нешуточный уровень и солидность своей компании.

В нашем случае проблема была в недостатке кадров и, как следствие, мы набрали всех, кто попросился, а из семи человек годными к обучению оказались только трое. Остальные четверо успешно потратили сырье, но так и не смогли постигнуть даже самых азов приготовления божественного напитка.

Тех же, кто смог показать хороший результат, мы буквально боготворили и сходу выписывали им серьезные зарплаты и премии, от чего ребята потеряли вкус к жизни и расслабились так, что без ора и пенделя заставить их что-то делать было почти нереально.

Пришлось наживую вводить систему штрафов, но так как наши бариста не были оповещены об этом изначально, поднялся небольшой бунт, который мы не были в состоянии подавить, по причине отсутствия замены сотрудников. Это стало еще одной нашей ошибкой. Всегда нужно иметь запасной аэродром, план Б, и никогда нельзя вести переговоры с террористами. Бизнес делается для прибыли владельца, а не для того, чтобы обеспечить сотрудника зарплатой и рабочим местом.
Это, конечно, не значит, что можно относиться к своим подчиненным по-скотски, они тоже люди и лучше, если вы с ними будете взаимно уважать друг друга. Но ваше взаимоуважение должно вертеться четко вокруг процесса получения вами выгоды от использования этого сотрудника и его времени в своих корыстных целях. Поэтому никаких послаблений и никаких вторых шансов, если вы на этом теряете. Строгие правила со строгими штрафами, максимально подробные должностные инструкции, описывающие любые ситуации и жесткий контроль за всем. Раз спустили что-то, сотрудник это заметит и вернуть его в русло будет уже труднее. А забьете 3-4 раза - исправить уже ничего будет нельзя. Только увольнять.

Это все кажется простым на словах, но по факту я, например, до сих пор не всем сотрудникам расписал все инструкции и обязанности, из-за чего очень не доволен собой.
Но я потихоньку выстраиваю систему и наверное очень скоро закончу, раньше, чем кончится серия этих постов.
А в следующий раз я расскажу про то, как завершил 2013 год и какие у меня были планы на будущее развитие.»

Здесь может быть
ВАША РЕКЛАМА
A может и не быть